.................................................................

Продолжение

Начался мой отдых на острове Катба.

Мы договорились с Васей, что наутро он повезет меня в самый дальний конец острова, для чего нужно выехать пораньше, в семь часов утра. И в семь часов мой Вася был у отеля. И мы прохладным утром покатили... Где-то через час Вася остановил мотоцикл у какой то горы ( а там кругом горы, покрытые лесом) и предложил по тропинке подняться вверх.

После небольшого подъема, мы оказались у входа в пещеру, закупоренного массивной железной дверью. Вскоре пришел старик-смотритель (или экскурсовод) с орденом Хошимина на груди. Он хмуро посмотрел на меня и спросил:-Америкен? - Но узнав, что я русский заулыбался, чуть ли не заточил меня в объятья. Впрочем плату (100 тысяч донгов) за билет взял и повел нас осматривать пещеру. Пещера оказалась благоустроенной под громадную казарму. Видимо здесь, во время войны скрывались войска. Множество отсеков,отделанных под казармы, громадные залы , бассейны…

На ломаном английском он что то пытался объяснить, а потом предложил ползком двигаться в какую то расщелину к подземному озеру. Я вежливо отказался, сославшись на то что у меня ломит спина (хоть пока я находился во Вьетнаме - проблем со здоровьем у меня не было и лекарства, которые я взял "на всякий случай" так и остались не распакованными) . Мы поблагодарили ветерана-экскурсовода и поехали дальше.

Через некоторое время мы доехали до ботанического сада. Впрочем - весь остров Катба представляет собой ботанический сад. У меня дух захватывало, пока мы ехали на Васином драндулете среди неописуемых красот щедрой тропической природы! Пальмы и громадные фикусы, довольно много хвойных деревьев, Громадные цветущие яркими цветами кустарники… Время от времени я просил Васю остановить мотоцикл и делал снимки. Но что снимки?! Это кадрик, крошечный кадрик из окружающего вас пространства, представляющего собой изумительно красивую панораму из высоких гор, берега синего моря.

Ботанический сад - просто несколько благоустроенный участок леса, с небольшим поселком. Мы походили по дорожкам этого сада прошли в его дальний участок, упирающийся в высокую гору. Вверх, среди зарослей вела тропинка. Вася дал мне понять, что нужно подниматься вверх.- This far?- спросил я Васю (это далеко?)- Around three kilometers- ответил Вася (около трех километров) Я ужаснулся… Лезть три километра в сопку по жаре, которая уже заменяла прохладу утра, ради того, чтобы сверху посмотреть (и сфотографировать) панораму острова, мне "не улыбалось".-Вася, - сказал я, - I look like mad?- (Я похож на сумасшедшего?)
Вася внимательно посмотрел на меня и ответил отрицательно. -Тогда сваливаем отсюда!- А что бы Васе было понятнее добавил по английски -Come Back!! We return!

И мы пошли обратно. Я говорю " пошли" потому, что мотоцикл нас заставили оставить у входа в ботанический сад, где мы покупали билеты. Обратный путь мы проделали по более короткому пути, зайдя попутно в небольшую забегаловку, где продавались различные прохладительные напитки, орешки, фрукты. Я попросил у улыбающегося продавца чаю : - Те ЧА - по вьетнамски и пояснил: -Липтон-тянь!- то есть. чай с лимоном. Он понял и из большого термоса налил мне кружку чая, предварительно опустив в нее пакетик "Липтона", щедро добавил сахара и несколько кружочков лимона. Вася был довольно молчалив и пока я сам пытался объясняться с вьетнамцами - не мешал. Вмешивался в разговор, лишь когда я упирался в тупик взаимного непонимания.

Вообще мне часто казалось странным, что когда я пытался что то сказать по вьетнамски - меня не понимали, когда эти же слова произносил Вася ( и по моему точно так же как и я ) - все понимали! К примеру, я произносил по вьетнамски "ТЕ ЧА" - Чай, на меня смотрели круглыми глазами усиленно пытаясь понять что это я говорю. А из за моей спины Вася говорил точно так же : - ТЕ ЧА - мой собеседник(собеседница) облегченно улыбался(улыбалась), повторял "те ча!" и начинал(а) хлопотать, заваривая чай. Даже такие простые слова как тянь - лимон, Бань_ми - хлеб, произносимые мной , иногда (правда ИНОГДА!) не понимали, пока их не продублирует Вася.Может быть они не верили своим ушам, слушая вьетнамские слова ,произносимые иностранцем…

Из ботанического сада мы поехали вновь на север острова. Я не могу описывать красоты тропиков еще и еще , хоть они одновременно и однообразны и непрерывно меняющиеся… Хвойные заросли меняются вроде бы таким же лесом, как и в нашей тайге, только изредка перемежающиеся пальмами или фикусами или еще какими то широколистными деревьями. Остров громадный, более 350 квадратных километров, я вычитал, что леса на нем богаты и животным миром. Здесь и обезьяны и мангусты и змеи.

Есть даже хищники: барсы и медведи. Двенадцать тысяч жителей для такого острова слишком небольшое количество людей, способных нарушить экологию. Не то что у нас, где прямо на глазах меняется на пустыню , покрытую пеньками наша замечательная тайга, которая по своему не менее прекрасна чем джунгли. На Катбе , слава Богу, леса пока не вырубают! Впрочем на этом острове, где "так много диких обезьян", нам не довелось встретить ни одной дикой обезьяны (домашней, впрочем, тоже), как и других диких животных. Видимо, вся живность , весьма благоразумно держится в сторонке от дорог, по которым постоянно фланируют туристы.

Во второй половине дня, уставшие, полные впечатлений (я больше имею в виду себя), мы вернулись в городок Катба, прокатав более восьми часов вдоль по острову.-Купаться!- скомандовал я Васе :- Have gone on beach! Bathe!- И мы покатили на пляж, через ущелье, на окраине городка. А после купания, сытно пообедали. Вася долго отказывался составить мне компанию (полагая, видимо, что я вычту из его зарплаты стоимость обеда, но я его уговорил, заказав, не смотря на Васины возражения, обед и на него. Мне очень понравилась поездка, я был доволен Васиным усердием, намереваясь оплатить ему больше, чем он запросит. Но когда я спросил у Васи :- Хау мач?- сколько стоит? - Вася ответил:- three hundred thousand dongs-(триста тысяч)- я несколько охладел к дополнительной оплате, ибо не думал, что поездка обойдется мне в двадцать долларов - именно двадцать долларов - это триста тысяч донгов. Однако, я подумал, что за целый день мотания по острову, наш российский водитель (или таксист) запросил бы еще больше! Но впредь ( в очередной раз) дал себе слово о цене договариваться предварительно! Так закончился этот напряженный день. Впрочем, он не закончился. Я, рассчитавшись, отпустил Васю до завтра, принял душ, полежал и пошел в город. Уже прошлым вечером я нашел местечко, где продается (по баснословно дешевой цене) замечательное разливное пиво.

В тропиках темнеет рано. Уже после шести вечера стремительно накатились сумерки, за ними темная тропическая ночь. Но в городке вспыхнули яркие фейерверки, светящиеся фонтаны. На улицах появились туристы, которые в жаркое время прятались в неге гостиничных кондиционеров.Кафе и ресторанчики наполнились посетителями, причем не только туристами, но и местными жителями, которые пили чай, пиво, или ужинали прямо за столиками, выставленными на тротуары у кафе. Но… У меня начали слипаться глаза, не только от усталости тяжелого дня, но еще от разницы во времени. Во Владивостоке уже ночь… Разница на четыре часа - довольно существенна.А в гостинице меня ждал обещанный ужин: немы - фаршированные блинчики, жареный картофель, нарезанный крупными ребристыми ломтиками, вермишель, пополам с креветками, рис, чай и, конечно, разные приправы. Одному съесть довольно трудно!

На следующее утро я встал пораньше и уже к семи часам был на пляже ( на сей раз без Васи). Долго купался, - солнце еще не очень прогревало, пил чай в пляжном кафе, а потом не спеша направился в городок, зашел в Интернет-кафе, где отправил родным послание и попутно плотно позавтракал. Когда пришел в гостиницу, чтобы принять душ и полежать немножко - оказалось, что меня уже ждет Вася со своим драндулетом. Васю я отпустил, сказав, что даю ему на сегодня выходной. Мне не хотелось никуда ехать Хотелось воспользоваться преимуществом того, что я не турист по оплаченной путевке, а свободный человек, желающий отдыхать не так как предписывает дорого оплаченная путевка, а так как хочется самому!

Я отправился по магазинам, посмотреть чего тут продают, обнаружил, что на Катбе самый дешевый во Вьетнаме жемчуг, - тут же в прибрежных водах выращивают в громадных количествах раковины из которых вынимают жемчужины ( к примеру то ожерелье из жемчуга, которое стоит во Владивостоке 700-800 рублей, стоит на Катбе 5 - 6 долларов!). Магазинов в городке немного, продаются, в основном сувениры. Но я нашел довольно большой базар, на окраине городка, где можно было купить все. Я обнаружил несколько интернет-кафе, точнее кафе было немного, просто салоны, в которых можно было за очень небольшую плату посидеть за компьютером, подключенном к Интернету. Это в небольшом городке, а позднее, в Ханое я обнаружил, что компьютерные салоны открыты практически повсюду, чуть ли не в каждом квартале города! Сходил в рыбный порт, вышел на самую окраину городка и понял, что больше осматривать нечего. Дождавшись вечера, я поужинал у себя в отеле , со скукой посмотрел телевизор -здесь работало всего три канала, причем не было программы CNN, на английском языке, которую я смотрел в Ханое.

Я решил, что наутро мы с моим Васей снова поедем путешествовать. Однако утром Васи не оказалось, я сходил на пляж (вернее съездил, но не с Васей, а с другим "извозчиком"), а на обратном пути, пообедав в кафе, я уже выбрал для себя Интернет-кафе в котором регулярно обедал, я обнаружил какую то тревожность в городе.Что то беспокойное в озабоченных лицах встречных, всюду тащили или везли на мотоциклах какие то бамбуковые жерди… Я вернулся в отель, когда погода начала портиться. Принял душ и хотел пойти в город, но хозяин отеля (обычно был за стойкой только администратор - его сын) кое-как объяснил мне, что надвигается сильный шторм.Пришлось остаться в отеле. Хозяева начали заделывать наглухо большие стеклянные двери. Они их проложили вдоль и поперек бамбуковыми жердями (как бы заклинили), закрыли наружные жалюзи. Вся семья и я- единственный клиент в этом отеле закупорились в ожидании тайфуна…
И тайфун не заставил себя ждать!

Видимо для моей безопасности, меня переселили из комнаты, в которой я жил с окнами на улицу и с балконом в другой номер, без окон. Я никогда еще не слышал, чтобы так выл ветер, казалось наш отель снесет в море. А по телевизору показывали по прямой трансляции какие громадные волны накатываются на остров, как затапливаются целые кварталы города Хайфон, расположенного неподалеку от нас. Вскоре погас свет...
Мне стало страшно. Не будет кондиционера и вентилятора, перестанет работать телевизор. Но вскоре свет появился. Хозяева запустили свой генератор. Заработал и телевизор.

Ветер выл всю ночь. Всю ночь работал гостиничный генератор. Когда я , еще с вечера попытался позвонить домой, оказалось, что телефон тоже не работает. А телевизионщики -молодцы. Телевизор шел без перебоев. При чем экран показывал прямой эфир.
Утром ветер начал стихать, прекратился ливневый дождь, который лил всю ночь. Где то, после обеда, раскупорили дверь и можно было выйти наружу.
Я отправился на пляж. Было пасмурно. Самая подходящая погода для купания.
Но….. Купаться не пришлось.Все еще взволнованное море накатывало на берег громадные волны, кроме того тайфун уничтожил все постройки на пляже. Не было ни кафе, ни раздевалок, ни многочисленных зонтов и лежаков… В городке еще ремонтировались поврежденные электролинии, периодически отключался свет, не работали интернет-салоны. Впрочем, разливное пиво продавалось в "моем" кафе как всегда. Пассажирские катера не ходили и вновь прибывших туристов не было. Только теперь я заметил, что большинство туристов перед тайфуном во-время "смылись". Вечером, как обычно, меня накормили сытным ужином в отеле. Я довольно рано лег спать, а наутро мы с Васей вновь отправились исследовать остров.

На этот раз мы поехали по новому маршруту к северо-восточной части острова. Я не хочу описывать все красоты этих мест. Можно посмотреть фотографии, которых я сделал сотни, довольно много их помещено на сайте. Однажды,я обратил внимание на маленький домик едва проглядывающийся на вершине горы. Гора была расположена на серповидном мысу, как раз против городка. Я подумал что очень неплохо было бы сделать от этого домика фотографии городка.Я спросил у Васи может ли он отвезти меня к этому домику. Оказалось -может . И сколько мне будет это стоить, спросил я. Вася подумал и запросил пятьдесят тысяч донгов, объяснив, что добираться туда довольно сложно (difficult). Я поинтересовался сколько времени займет эта поездка. Оказалось, что полтора - два часа , не более. И мы отправились...

Поездка действительно оказалась сложной. Узкая асфальтированная тропка крутыми серпантинами поднималась на гору, иногда подъем был настолько крутой, что было страшно, как бы мотоцикл не заскользил вниз. Местами тропка была размыта и разрушена тайфуном и мы вручную волокли наверх мотоцикл, рискуя вместе с ним сорваться вниз.А когда мы уже были наверху, из домика появился какой то разгневанный вьетнамец и начал орать на Васю, за что то его упрекать. Мне показал знаками, что проход здесь запрещен, что дальше ни шагу мы сделать не можем.Я понял, что он ругал Васю за то что он привез по такому рискованному пути туриста. Может ему денег дать - спросил я у Васи , тот отрицательно покрутил головой и терпеливо продолжал что то вежливо, но настойчиво доказывать несколько успокоившемуся мужичку

В конце концов тот разрешил нам подняться на смотровую площадку, откуда мы сделали несколько снимков. Спускаться тоже было довольно сложно и я понял почему Вася за такое небольшое, в общем , путешествие запросил пятьдесят тысяч. Мы благополучно вернулись через полтора часа.Прокатились мы и к западной части острова, где на паромной переправе вместе с мотоциклом переехали на соседний островок, на котором было расположено рядом три городка И довольно много рисовых полей. Во время тайфуна все здесь было затоплено. Людей эвакуировали, а во дворах до сих пор стояла вода. Ничего особенно интересного мы здесь не увидели… Рисовые поля в этот период года были пустые, городки были одноэтажные,кругом лабиринты из высоких заборов.

В конце концов мы заблудились… Куда не поедем - упираемся в тупик. Вася спросил у одной вьетнамки как нам проехать, та показала в какую сторону нужно двигаться, снова уперлись в тупик. Спросили вновь дорогу, нам указали в обратную сторону… Потом Вася спросил дорогу у девочки - видимо старшекласницы, та показала в ту сторону, откуда мы только что приехали. Я остановил Васю и спросил девочку не понимает ли она по английски? Оказывается понимает.
- Where way to ferry- спросил я ее (как проехать к переправе?) -Ferry? - переспросила она и… показала в другую сторону. Возмутившийся Вася начал ей что - то жестко выговаривать по вьетнамски. А я хоть и не знаю языка, отчетливо понимал, что он сказал.-Чего же ты мне мозги пудрила? - сердито вопрошал Вася, -Зачем лапшу на уши вешала?-Поехали! -прервал я его . Когда мы поехали, я сказал Васе, что если и впредь будут возникать трудности - пусть обращается ко мне.

Продолжение (click here)
Выход
Сайт создан в системе uCoz